Регламент

УТВЕРЖДАЮ
Директор ООО «Центр Архитектурно-Строительного Надзора»
В.М. Елисеев
20 ноября 2012 года, приказ № 4

РЕГЛАМЕНТ
ООО «Центр Архитектурно-Строительного Надзора» по организации и проведению негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий

1. Общие положения.

Регламент ООО «Центр Архитектурно-Строительного Надзора» по организации и проведению негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (далее — Регламент) разработан в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Положением о проведении негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.12.2008г. №1070, Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008г. № 87, Приказом Министерства регионального развития РФ от 02.04.2009г. № 107 «Об утверждении формы заключения негосударственной экспертизы» и другими нормативными актами, регулирующими деятельность организаций по проведению негосударственной экспертизы.
Регламент определяет порядок организации и проведения ООО «Центр Архитектурно-Строительного Надзора» (далее – Учреждение) негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, правила взаимодействия с заказчиками, застройщиками или уполномоченными кем-либо из них лицами, обратившимися с заявлением о проведении негосударственной экспертизы.

2. Термины и определения.

Заявитель — заказчик, застройщик, лицо, осуществляющее на основании договора с застройщиком или заказчиком подготовку проектной документации или инженерные изыскания либо уполномоченное кем-либо из них лицо, обратившиеся с заявлением о проведении негосударственной экспертизы.
Объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. Объекты капитального строительства в зависимости от функционального назначения и характерных признаков подразделяются на следующие виды:
а) объекты производственного назначения (здания, строения, сооружения производственного назначения, в том числе объекты обороны и безопасности), за исключением линейных объектов;
б) объекты непроизводственного назначения (здания, строения, сооружения жилищного фонда, социально-культурного и коммунально-бытового назначения, а также иные объекты капитального строительства непроизводственного назначения);
в) линейные объекты (трубопроводы, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи и др.).
Строительство — создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Этап строительства — строительство или реконструкция объекта капитального строительства из числа объектов капитального строительства, планируемых к строительству, реконструкции на одном земельном участке, если такой объект может быть введен в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно (то есть независимо от строительства или реконструкции иных объектов капитального строительства на этом земельном участке), а также строительство или реконструкция части объекта капитального строительства, которая может быть введена в эксплуатацию, и эксплуатироваться автономно (то есть независимо от строительства или реконструкции иных частей объекта капитального строительства).
Реконструкция — изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей (этажности), площади, показателей производственной мощности, объема, функционального назначения) и качества инженерно-технического обеспечения.
Проектная документация — материалы в текстовой форме и в виде карт (схем), определяющие архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства.
Инженерные изыскания — изучение природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах, подготовки данных по обоснованию материалов, необходимых для территориального планирования, планировки территории и архитектурно-строительного проектирования.
Результаты инженерных изысканий — документ о выполненных инженерных изысканиях, содержащий материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и отражающий сведения о задачах инженерных изысканий, о местоположении территории, на которой планируется осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, о видах, об объеме, о способах и сроках проведения работ по выполнению инженерных изысканий, о результатах комплексного изучения природных и техногенных условий указанной территории применительно к объекту капитального строительства при осуществлении строительства, реконструкции такого объекта и после их завершения и о результатах оценки влияния строительства, реконструкции такого объекта на другие объекты капитального строительства.

3. Компетенция ООО «Центр Архитектурно-Строительного Надзора» при проведении негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

3.1. Негосударственная экспертиза проводится Учреждением по инициативе застройщика, заказчика либо лица, осуществляющего на основании договора с застройщиком или заказчиком подготовку проектной документации или инженерные изыскания.
3.2. Негосударственная экспертиза может проводиться в отношении проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий любого объекта капитального строительства (отдельного этапа строительства, реконструкции, капитального ремонта), в том числе объекта капитального строительства, проектная документация которого в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит обязательной государственной экспертизе.
Вопросы о том, что направляется на негосударственную экспертизу (проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий), а также в каком объеме проектная документация подлежит проверке при проведении негосударственной экспертизы (в полном объеме, частично, если частично, то в части какого раздела или каких разделов) и на предмет соответствия каким из предусмотренных пунктами 3.3. и 3.4. Регламента требованиям подлежат проверке проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий, регламентируются в договоре.
3.3. Предметом негосударственной экспертизы проектной документации является оценка соответствия проектной документации:
а) техническим регламентам (в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности);
б) результатам инженерных изысканий;
в) установленным (утвержденным, выбранным для расчета) сметным нормативам — в части оценки сметной документации, разработанной в составе проектной документации;
г) градостроительным регламентам;
д) градостроительному плану земельного участка;
е) национальным стандартам;
ж) стандартам организаций;
з) заданию на проектирование.
3.4. Предметом негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий является оценка их соответствия требованиям технических регламентов и заданию на проведение инженерных изысканий.
3.5. До вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территории, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений проводится проверка соответствия проектной документации и результатов инженерных изысканий требованиям законодательства и нормативным техническим документам в части, не противоречащей Федеральному закону от 27.12.2009г. № 385-ФЗ «О техническом регулировании» и Градостроительному кодексу Российской Федерации.
3.4. Направление проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий для проведения негосударственной экспертизы не освобождает застройщика (заказчика) от обязанности направить указанные документы на государственную экспертизу, если обязательное проведение государственной экспертизы предусмотрено законодательством Российской Федерации.

4. Порядок представления проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий на негосударственную экспертизу.

4.1. Прием проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий осуществляется Учреждением по понедельникам, вторникам и четвергам с 9-00 до 17-00.
Перерыв с 13-00 до 14-00.
Первый и последний понедельник каждого месяца — не приемные дни. Прием от заявителей документации в указанные дни не осуществляется.
4.2. Для проведения негосударственной экспертизы проектной документации заявитель представляет материалы согласно п.3.2. Регламента, по составу и содержанию соответствующие требованиям, установленным Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.02.2008г. № 87. Проектная документация представляется на бумажном (в двух экземплярах) и электронном носителях.
4.3. Для проведения негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий заявитель представляет материалы, соответствующие требованиям постановления Правительства РФ от 19.01.2006г. № 20 «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства».
4.4. Для проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, представляются следующие документы:
а) заявление о проведении негосударственной экспертизы, подписанное уполномоченным лицом, содержащее оттиск печати организации, если заявитель является юридическим лицом.
В заявлении должны быть указаны:
— сведения об объекте негосударственной экспертизы с указанием вида и наименования рассматриваемой документации (материалов), разделов такой документации;
— сведения о предмете негосударственной экспертизы с указанием наименования и реквизитов нормативных актов и (или) документов (материалов), на соответствие требованиям (положениям) которых осуществлялась оценка;
— идентификационные сведения об объекте капитального строительства;
— технико-экономические характеристики объекта капитального строительства с учетом его вида, функционального назначения и характерных особенностей;
— идентификационные сведения об исполнителях работ — лицах, осуществивших подготовку проектной документации и выполнивших инженерные изыскания (если исполнитель индивидуальный предприниматель — фамилия, имя, отчество, реквизиты документов, удостоверяющих личность, адрес места жительства, ОГРНИП; если юр. лицо — полное наименование, место нахождения, ОГРН);
— идентификационные сведения о заявителе (если заявитель и застройщик (заказчик) одно и тоже лицо, не являющееся юридическим лицом — фамилия, имя, отчество, реквизиты документов, удостоверяющих личность, адрес места жительства, ОГРНИП; являющееся юр. лицом — полное наименование, место нахождения, ОГРН; если застройщик (заказчик) и заявитель в одном лице не совпадают, — указанные сведения предоставляются как в отношении заявителя, так и в отношении застройщика (заказчика));
— сведения о документах, подтверждающих полномочия заявителя действовать от имени застройщика, заказчика (если заявитель не является застройщиком, заказчиком);
— иные сведения, необходимые для идентификации объекта и предмета негосударственной экспертизы, объекта капитального строительства, исполнителей работ по подготовке документации (материалов), заявителя, застройщика, заказчика;
б) опись представляемой документации;
в) проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий на объект капитального строительства, соответствующие предмету негосударственной экспертизы.
4.4. Учреждение вправе дополнительно истребовать от заявителя представления иных сведений для исполнения договорных обязательств.
4.5. Заявитель либо представитель заявителя, подписавший заявление о проведении негосударственной экспертизы и (или) представляющий в Учреждение какие-либо документы, обязан подтвердить свои полномочия.
При этом заявитель, являющийся индивидуальным предпринимателем, предъявляет при совершении указанных выше действий паспорт гражданина РФ и свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Законный представитель юридического лица (лицо, которое в соответствии с учредительными документами организации вправе действовать от имени этой организации без доверенности) предъявляет в Учреждение паспорт гражданина РФ и копию приказа о своем назначении.
Уполномоченный представитель заявителя подтверждает свои полномочия доверенностью, оформленной в соответствии с требованиями гражданского законодательства РФ, при предъявлении паспорта РФ.
Копии предъявленных в соответствии с настоящим пунктом документов представляются в Учреждение для приобщения к материалам дела негосударственной экспертизы, которое заводится по факту принятия заявления о проведения негосударственной экспертизы.

5. Проверка документов, представленных для проведения государственной экспертизы.

5.1. Учреждение в течение 3-х рабочих дней со дня получения от заявителя документов, указанных в 4.2. — 4.4. Регламента, осуществляет их проверку по достаточности сведений для исполнения договорных обязательств исполнителя.
5.2. В течение 5-и рабочих дней с момента окончания проверки, предусмотренной пунктом 5.1. Регламента, заявителю представляется (направляется) проект договора с расчетом размера платы за проведение негосударственной экспертизы, подписанный со стороны Учреждения, либо мотивированный отказ в принятии документов, представленных для проведения негосударственной экспертизы.
5.3. Основаниями для отказа в принятии проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, представленных на негосударственную экспертизу, являются:
1) несоответствие разделов проектной документации требованиям к содержанию разделов проектной документации, установленным Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.02.2008г. № 87;
2) несоответствие результатов инженерных изысканий требований к их составу и форме, установленным в соответствии с частью 6 статьи 47 Градостроительного кодекса РФ Правительством РФ (постановление Правительства РФ от 19.01.2006г. №20 «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства»);
2) представление не всех указанных в пунктах 4.2. — 4.4. Регламента документов и сведений, необходимых для проведения негосударственной экспертизы.
5.4. При наличии оснований для отказа в принятии представленных для проведения негосударственной экспертизы документов указанные документы (за исключением заявления о проведении негосударственной экспертизы) возвращаются заявителю.
В случае если недостатки в представленных заявителем документах, послужившие основанием для отказа в принятии их на негосударственную экспертизу, можно устранить без возврата этих документов и заявитель не настаивает на их возврате, срок, устанавливаемый для устранения таких недостатков не должен превышать 10 рабочих дней. В случае если указанные сроки заявителем не соблюдаются, заявитель письменно уведомляется о возврате представленной им документации.
5.5. В случае если в результате проведенной Учреждением проверки, представленная заявителем документация принимается на негосударственную экспертизу, заявителю вручается (направляется) проект договора о проведении негосударственной экспертизы.
Правовое регулирование договора о проведении негосударственной экспертизы осуществляется по правилам, установленным гражданским законодательством РФ применительно к договору возмездного оказания услуг.

В договоре определяются:
а) предмет договора;
б) права и обязанности сторон;
в) срок проведения негосударственной экспертизы и порядок его продления в пределах, установленных Градостроительным кодексом РФ;
г) размер платы за проведение негосударственной экспертизы;
д) порядок, допустимые пределы и сроки внесения изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий в процессе проведения негосударственной экспертизы;
е) порядок и сроки возврата заявителю документов, принятых для проведения негосударственной экспертизы;
ж) условия договора, нарушение которых относится к существенным нарушениям, дающим право сторонам поставить вопрос о его досрочном расторжении;
з) порядок выдачи заключения негосударственной экспертизы;
и) срок действия договора;
к) ответственность сторон за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение обязательств, вытекающих из договора.
5.6. Заявитель обязан возвратить экземпляр подписанного договора в срок не позднее 5 рабочих дней с момента получения им проекта данного договора.
В случае если подписанный заявителем договор не возвращается в Учреждение в течение 30 календарных дней с момента получения заявителем проекта договора, Учреждение вправе возвратить заявителю документацию, представленную на негосударственную экспертизу.

6. Порядок проведения негосударственной экспертизы.

6.1. Проведение негосударственной экспертизы начинается после возврата заявителем в Учреждение экземпляра договора, проект которого был ему направлен в соответствии с пунктом 5.2. Регламента, и внесения заявителем платы за проведение негосударственной экспертизы в соответствии с условиями указанного договора, завершается направлением (вручением) заявителю заключения негосударственной экспертизы.
6.2. Размер платы за проведение негосударственной экспертизы определяется на договорной основе.
Оплата услуг по проведению негосударственной экспертизы производится независимо от результата негосударственной экспертизы.
6.3. Срок проведения негосударственной экспертизы определяется договором.
6.4. При проведении негосударственной экспертизы проектной документации может осуществляться оперативное внесение изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий в порядке, установленном договором.
6.8. При проведении негосударственной экспертизы Учреждение вправе привлекать на договорной основе к проведению негосударственной экспертизы иные государственные и (или) негосударственные организации, а также специалистов.
6.9. При выявлении в проектной документации и (или) результатах инженерных изысканий в процессе проведения негосударственной экспертизы недостатков (отсутствие (неполнота) сведений, описаний, расчетов, чертежей, схем и т.п.), которые не позволяют сделать выводы, указанные в пункте 7.1. Регламента, Учреждение уведомляет заявителя о выявленных недостатках и устанавливает срок для их устранения.
В случае если выявленные недостатки невозможно устранить в процессе негосударственной экспертизы или заявитель в установленный срок их не устранил, Учреждение вправе отказаться от дальнейшего проведения экспертизы и поставить вопрос о досрочном расторжении договора, о чем письменно уведомляет заявителя с указанием мотивов принятого решения.
6.10. В случае если выявленные недостатки в проектной документации позволяют сделать выводы, влекущие за собой выдачу отрицательного заключения негосударственной экспертизы, Учреждение вправе уведомить заявителя об имеющихся замечаниях и предложить заявителю их устранить.
Документы, представленные заявителем в целях устранения выявленных недостатков, если таковые представлены позднее, чем за 10 рабочих дней до окончания срока проведения негосударственной экспертизы, Учреждение вправе не рассматривать.
6.11. В случае если в процессе негосударственной экспертизы заявителем внесены в проектную документацию изменения в отношении идентификационных данных, сведений, показателей, технико-экономических характеристик, указанных в проектной документации и отличающихся от содержащихся в заявлении о проведении негосударственной экспертизы, заявитель должен внести соответствующие изменения в поданное им заявление.

7. Результат негосударственной экспертизы.

7.1. Результатом негосударственной экспертизы является заключение, содержащее выводы о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) представленной документации, в зависимости от предмета негосударственной экспертизы:
а) техническим регламентам и (или) результатам инженерных изысканий;
б) сметным нормативам;
в) техническим регламентам и (или) результатам инженерных изысканий и сметным нормативам;
г) иным документам.
7.2. Заключение негосударственной экспертизы оформляется в соответствии с требованиями приказа Министерства регионального развития РФ от 02.04.2009г. №107 «Об утверждении формы заключения негосударственной экспертизы», подписывается экспертами, участвовавшими в проведении экспертизы, и утверждается директором Учреждения либо должностным лицом, им уполномоченным.
7.3. Проектная документация и иные материалы, представленные для проведения негосударственной экспертизы, возвращаются заявителю в сроки и в порядке, определенном договором, за исключением материалов, помещаемых в дело негосударственной экспертизы.
7.4. Учреждение ведет реестр выданных заключений негосударственной экспертизы, в котором указываются:
а) идентификационные сведения об исполнителях работ;
б) идентификационные сведения об объекте капитального строительства, проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий, в отношении, которого представлены на негосударственную экспертизу;
в) идентификационные сведения о застройщике и заказчике;
г) сведения о предмете и результате негосударственной экспертизы (отрицательное или положительное заключение);
д) дата выдачи и реквизиты заключения.

8. Повторное проведение негосударственной экспертизы.

8.1. Проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий могут быть направлены повторно (2 и более раза) на негосударственную экспертизу.
8.2. Повторная негосударственная экспертиза осуществляется в порядке, предусмотренном для проведения первичной негосударственной экспертизы.
8.3. Экспертной оценке при проведении повторной негосударственной экспертизы подлежит часть проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, в которую были внесены изменения, а также совместимость внесенных изменений с проектной документацией и (или) результатами инженерных изысканий, в отношении которых была ранее проведена негосударственная экспертиза.
В случае если после проведения первичной (предыдущей повторной) негосударственной экспертизы в законодательство РФ внесены изменения, которые могут повлиять на результаты негосударственной экспертизы, экспертной оценке могут быть подвергнуты представленные проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий в объеме, в котором они представлялись на первичную негосударственную экспертизу.
8.4. За проведение повторной негосударственной экспертизы взимается плата в размере, предусмотренном договором.
8.5. В случае если в отрицательном заключении негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий выводы в отношении одного из объектов экспертизы носят положительный характер, при повторной экспертизе данный объект экспертизы не рассматривается. При этом в заключение повторной экспертизы переносятся выводы, содержащиеся в заключении первичной экспертизы относительно указанного объекта.

9. Заключительные положения.

В целях обеспечения единообразия практики применения нормативных документов, регулирующих вопросы негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, разъяснения по запросам заинтересованных лиц оформляются Учреждением в виде письменных консультаций либо ответов на вопросы, публикуемых на своем официальном сайте.
Заявитель (иное, заинтересованное лицо) вправе ссылаться исключительно на оформленные в соответствии с настоящим пунктом Регламента консультации, исходящие от Учреждения.